СНВ Москвы и Московской области



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА

Вторая международная научная конференция

Москва, 20–22 октября 2005 года



Доклады и научные сообщения





Москва
2006







УДК 378
ББК 74.58
В 93

Публикуется по решению
Национального союза негосударственных вузов



Сборник подготовлен к печати:
Национальным союзом негосударственных вузов и
Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета



Под общей редакцией
доктора философских наук, профессора
И. М. Ильинского

Высшее образование для XXI века: Вторая международная научная конференция, Москва, 20–22 октября 2005 г.: Доклады и материалы / Отв. ред. И. М. Ильинский.? М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 324 с.

ISBN 5-98079-171-X

В сборнике публикуются основные доклады и выступления участников второй международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», проходившей в Московском гуманитарном университете 20–22 октября 2005 г.

ББК 74.58



© Национальный союз негосударственных вузов, 2006






II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА»

20–22 октября 2005 г. в Московском гуманитарном университете проходила II Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Ее главной целью стало обсуждение стратегии развития высшего образования в условиях новых глобальных возможностей и рисков.

В число организаторов конференции вошли: Департамент образования города Москвы, Московский гуманитарный университет, Институт философии Российской академии наук, Институт психологии Российской академии наук, Институт социологии Российской академии наук, Институт экономики Российской академии наук, Российская академия образования, Национальный союз негосударственных вузов, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международная академия наук (IAS).

Конференция проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-06-14017г).

Конференцию открыл ректор Московского гуманитарного университета профессор И. М. Ильинский.

На конференции выступали видные ученые, организаторы науки и высшего образования. Среди них: вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК, академик РАН Г. А. Месяц; первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, профессор О. Н. Смолин; заместитель директора Института философии РАН, академик РАН А. А. Гусейнов; директор Института психологии РАН, член-корр. РАО А. Л. Журавлев; начальник отдела образования Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Г. И. Васин; начальник отдела науки и высоких технологий Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ профессор А. В. Мартыненко; ректоры вузов: профессора М. П. Карпенко, С. И. Плаксий, И. Н. Сухолет; академик РАО И. А. Зимняя; директор Щецинского филиала Варшавской высшей школы педагогики профессор Т. Страва, профессора П. С. Гуревич, А. А. Зиновьев, К. К. Колин, В. М. Межуев и другие видные деятели образования, науки и культуры.

Общее число участников конференции составило 500 человек. В конференции приняли участие 12 академиков РАН и РАО, 86 докторов наук, 79 профессоров, 173 кандидата наук, 19 ректоров и проректоров вузов, 36 заведующих кафедрами. Участники конференции представляли 27 городов России, в том числе: Санкт–Петербург, Новосибирск, Волгоград, Тулу, Тамбов, Нижний Новгород, Казань, Тюмень, Владимир, Кемерово, Вологду, Орел, Ставрополь, а также зарубежные страны (Германия, Китай, Польша, Франция, Швеция).

В программу конференции вошли заседания по вопросам негосударственного высшего образования и проблемам содержания высшего гуманитарного образования, а также заседания секций по темам: «Негосударственный сектор высшего образования: проблемы развития», «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Философия высшего образования», «Педагогика и образование», «Высшее образование и мировая культура», «Социальное образование», «Воспитание и развитие личности студента в современном вузе». По итогам работы конференции изданы сборники с докладами участников конференции во время пленарных заседаний, а также заседаний секций.

Оргкомитет конференции

СОДЕРЖАНИЕ

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ

Г. А. МЕСЯЦ. О состоянии науки и образования для науки в современной России

О. Н. СМОЛИН. Высшее образование: российские приоритеты

Г. И. ВАСИН. О программах развития образования Российской Федерации

К. К. КОЛИН. На пути к новой системе образования

А. П. ОГУРЦОВ. Образование и проекты университетов

А. А. ЗИНОВЬЕВ. Качества интеллекта

С. Н. СИЛЬВЕСТРОВ. Актуальные проблемы экономики высшего образования в России

С. И. ПЛАКСИЙ. Парадоксы реформирования высшего образования в России

М. П. КАРПЕНКО. Перспективы развития системы высшего образования в России

О. В. ДОЛЖЕНКО. Периодические издания вузов и о вузах: проблемы развития

А. В. МАРТЫНЕНКО. Высшее образование и высокие технологии

П. С. ГУРЕВИЧ. Специфика элитарного образования

Л. И. ШЕРШНЕВ. Образовательное пространство как фактор национальной безопасности России

ВАЛ. А. ЛУКОВ. Студент и его вуз: новые данные мониторингового исследования

А. Л. ЖУРАВЛЕВ. Жизненное самоопределение личности и проблемы профессиональной подготовки

В. Н. ЗАХАРОВ. Роль РГНФ в развитии вузовской науки России

В. А. МИНИН. Фундаментальные исследования в региональных университетах

Н. Г. КАЛИННИКОВА. Магистратура в системе высшего образования и проблема формирования новых научных школ

В. П. БУЯНОВ. Некоторые проблемы регулирования деятельности негосударственного вуза

И. Н. СУХОЛЕТ. Возможности и адаптационные особенности негосударственного творческого вуза в российской культурной среде

И. А. ЗИМНЯЯ. Стратегиальный подход в современном воспитании молодежи

В. Н. ЯКИМОВ. Высшая школа в системе профессионального образования России

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

В. А. АЛЕКСЕЕНКО. Взаимосвязь организации учебного процесса и его качества в негосударственных высших учебных заведениях

И. В. БОГДАНОВ. Психологические основы организации индивидуализированного обучения в условиях информационно-спутниковой образовательной технологии

В. В. БОРИСОВА, П. Н. КАРЕВ. Из опыта подготовки учебно-методических комплексов

А. В. ВОРОНИНА Проблема обучения специалистов коммерсантов в экономических вузах

Г. Н. ГАМАЛЕЯ. Великий воспитатель иллюзий

Н. Р. ГЕРОНИНА, Н.М. ЛЕГОНЬКОВА, А.Б. АНДРЕЕВА. Опыт развития системы управления качеством учебно-методической работы в Московском банковском институте (МБИ)

С. Г. ДАВЫДОВ. Применение новых технологий в дистанционном образовании в 90-е гг. XX в. (из истории развития высшей школы РФ)

В. М. ЕЛИН. О методике и приемах преподавания правовых дисциплин

М. Н. ЕРМИШЕВА. Развитие новых технологий и открытие новых специализаций в творческом вузе

О. А. ЗАЙЦЕВ. О совершенствовании научно-исследовательской деятельности в негосударственных вузах

И. М. ИЛЬИНСКИЙ. Об элитарном образовании

З. В. ИВАНОВСКИЙ. Высшее образование в условиях глобализации: универсальность и самобытность

Э. Ш. КАМАЛДИНОВА. Развивающее обучение в современном вузе: утопия или реальность?

Б. С. КАСАЕВ. Оценка эффективности менеджмента в образовательных структурах

О. В. КРАСИНА, И.А. КРУТИЙ, К.С. ФУРСОВ. Формы транснационального образования и правила его регулирования

В. И. КУПЦОВ, С.В. ДЕВЯТОВА. Общекультурная компонента современного образования и будущее общества

И. А. МАЛЬКОВСКАЯ. Эпистемы обучающего процесса в фокусе целей и ценностей общественного развития

В. И. МЫСАЧЕНКО. Образование молодежи и современные тенденции изменений требований к персоналу на рынке труда

Д. Д. ПЕНЬКОВСКИЙ. Международное сотрудничество негосударственных вузов в подготовке специалистов (на примере Национального института бизнеса)

В. Н. ПЕТРОВА. Развитие креативности у студентов как средство реализации их творческого потенциала

С. И. ПЛАКСИЙ. Парадоксы реформирования российского высшего образования

И. А. РАСТОПШИНА. Негосударственные вузы на рынке образовательных услуг

Р. В. САГИТОВ. Соотношение фундаментального и прикладного в математическом образовании экономистов

Л. А. СЕМЕНОВА. Высшее профессиональное образование в контексте мировых культурных тенденций

Т. К. СЕРГЕЕВА. Экологический компонент в образовательных программах негосударственных Вузов XXI века

А. И. СЕСЁЛКИН. К вопросу разработки и внедрения образовательных стандартов для сферы туризма

С. Ю. СИДОРОВА. Проблема интертекстуальности в современной массовой культуре и молодежной субкультуре

И. Э. СМИРНОВА. Некоторые педагогические аспекты подготовки современных специалистов в вузе

В. В. СОКОЛОВА. Экологическая компонента в системе профессионального становления студентов нового века

О. Б. ХВОИНА. Требования госстандарта и реальная ситуация в потребностях творческого вуза

Л. М. ФЕДОРОВА. Болонский процесс и иностранный языки

А. В. ФЕДУЛОВА. Социологическое образование в высшее школе: проблемы и перспективы

Ф. И. ШАРКОВ. Новые специализации по проблемам развития современных коммуникационных систем и технологий в России

Л. И. ШАТАЛОВА. Учебное проектирование в непрерывном образовании

А. В. ШЕВЫРЁВ. Технологии развития креативного мышления –– стратегия развития образования в XXI веке

Г. К. ШЕСТАКОВ. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования вчера, сегодня, завтра

А. А. ШИНКОРЕНКО. Взаимодействие вузов Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в развитии физической культуры и спорта среди студентов

Н. И. ЯКУШИН. Организация, контроль и учет самостоятельной работы студентов в межсессионный период (из опыта работы кафедры)