СНВ Москвы и Московской области



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
СОЮЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА

IV Международная научная конференция

18–20 октября 2007 г.



Доклады и материалы



Под общей редакцией
доктора философских наук,
профессора И. М. Ильинского



Москва - 2008





ББК 74.58
В 93



Публикуется по решению
Национального союза негосударственных вузов,
Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области

Подготовлено к печати
Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области и
Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета



Ответственный редактор:
доктор философских наук,
профессор Э. Ш. Камалдинова

Высшее образование для XXI века: IV Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2007 г. : доклады и материалы. / Под общ. ред. И. М. Ильинского. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — 400 c.

ISBN 978-5-98079-392-0

В сборнике публикуются основные доклады и материалы, представленные участниками IV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». В него включены избранные доклады, прозвучавшие на секциях конференции.

ББК 74.58

© Авторы докладов, 2007
© Национальный союз негосударственных вузов, 2007
© Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, 2007



Национальный союз негосударственных вузов

Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области

IV Международная научная конференция
«Высшее образование для XXI века»



18–20 октября 2007 г. в Московском гуманитарном университете (МосГУ) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) состоялась IV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Проводилась она с целью выработки позиций относительно стратегии высшего образования в условиях новых глобальных возможностей и рисков. В работе конференции приняли участие свыше 400 ученых, преподавателей, аспирантов и студентов вузов и научных центров Москвы и Московского региона, других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Организаторами конференции выступили: Московский гуманитарный университет, Комитет Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Департамент образования г. Москвы, Институт философии Российской академии наук (РАН), Институт психологии РАН, Институт социологии РАН, Институт экономики РАН, Российская академия образования (РАО), Национальный союз негосударственных вузов, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международная академия наук (IAS).

Со вступительным словом к участникам конференции обратился ректор Московского гуманитарного университета, Председатель Совета по негосударственным образовательным учреждениям при Комитете СФ ГД по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский.

С основным докладом выступил председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. Е. Шудегов.

В конференции участвовали: Президент Пятигорского государственного лингвистического университета, академик РАО, доктор эко-номических наук Ю. С. Давыдов; ректор Литературного института им. А. М. Горького, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук (LAS) Б. Н. Тарасов; ректор Современной гуманитарной академии, вице-президент Национального союза негосударственных вузов, доктор технических наук, профессор М. П. Карпенко; председатель Совета Российского гуманитарного научного фонда, член-корреспондент Российской академии наук (РАН) Ю. Л. Воротников; доктор фило­софии, профессор Католической высшей школы социальной работы (Германия, Берлин) Пауль Юрген Гриз; главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, доктор технических наук, профессор, вице-президент Международной академии ноосферы (устойчивого развития), академик Международной академии наук (LAS), заслуженный деятель науки РФ К. К. Колин; заместитель ректора — директор Института гуманитарных исследований МосГУ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук Русской секции Международной академии наук (LAS) Вал. А. Луков.

Программа конференции предусматривала проведение пленарного заседания по общим проблемам высшего образования, двух «круглых столов»: «Негосударственные вузы в усложняющихся условиях» и «Духовное развитие человека и содержание высшего образования», а также работу секций по темам: «Философия высшего образования», «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Высшее образование и развитие человека», «Высшее образование и мировая культура», «Педагогика и образование», «Социальное образование», «Высшее культурологическое образование», «Воспитание в современном вузе».

СОДЕРЖАНИЕ

V Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века»

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 18 ОКТЯБРЯ 2007 Г.

Стенограмма

Ильинский И. М. Вступительное слово

Шудегов В. Е. Национальный проект в сфере образования: ожидания, достижения, проблемы

Карпенко М. П. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции

Воротников Ю. Л. Русский язык и высшее образование в России

Гриз П. Ю. (Gries P. Ju.). Высшее образование в рамках Болонского процесса: немецкие перспективы и опыт

Колин К. К. Образование в информационном обществе

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЯХ

Агапова Т. Н. Система образования с позиций эффективного инвестирования в будущее благосостояние России

Адамович Н. В. Студент высшего учебного заведения как объект и субъект культуры

Алексеева С. Ю. Некоторые проблемы механизма реализации конституционных гарантий получения высшего профессионального образования на современном этапе

Алексеенко В. А. Тенденции в развитии системы высшего образования и их влияние на качество образовательной деятельности вузов страны

Багин В. В., Рыжкова Т. Н. Национальный проект как новый подход к совершенствованию управления образованием

Воробьева М. В. Структура профессиональной мотивации будущих специалистов сферы туризма и ее развитие в процессе профессиональной подготовки

Грохольская О. Г. Безопасность образования как социально-педагогическая проблема

Дашин Е. В. Формирование стратегии развития негосударственного вуза

Зверева В. П. Дидактические основы преподавания информационных технологий для студентов гуманитарных специальностей

Карелина М. Ю., Петропавловский М. В. Оценка качества подготовки с учетом требований Болонского процесса

Колесников А. В. Новые вызовы и угрозы на рынке коммерческого образования

Костин Ю. Н., Савельев Б. А. Оценки уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения высшего профессионального образования

Криворученко В.К. Высшее образование: взгляд в будущее

Кулешова Л. Н. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза

Мальковская И. А. Человеческие превращения в структурах визуализации, или новые краски образовательного дизайна

Махотин Д. А. Взаимосвязь модульного и компетентностного подходов в современном профессиональном образовании

Моченов В. П., Лоншакова Н. А. Социологический мониторинг как средство повышения эффективности качества образования в РМАТ

Никитин М. И. Миссия кафедры как инструмент позиционирования и фактор повышения качества образовательного процесса

Сагитов Р. В. Компетентность менеджера: что дает изучение математики?

Смагина И. А., Крылов В. М., Смагин С. В. Активные формы обучения с помощью ИКТ – залог высокого качества образования

Холод Л. Л. Важнейшее направление инновационного развития негосударственных вузов в современных условиях

Чижикова Л. Л.Особенности преподавания культурологии как учебной дисциплины вуза

Шабашова Е. В. Вопросы социализации студентов в процессе изучения Отечественной истории

Юсупов В. З.Принципы и модель организации многоуровневого образования в вузе